Авторизация
Введите корректный адрес E-mail
Введите пароль
Забыли пароль?
En | Ru
Система электронного документооборота
для коллегиальных органов

Методы и виды планирования.

Планирование — это разработка и определение руководством компании системы количественных и качественных показателей его развития на текущий период, и на его перспективу.

Планирование является важным звеном в управлении и регулировании производства. Планирование, управление и контроль деятельности компании в зарубежной практике называют «менеджмент».  Определяют несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, графоаналитический, экономико-математические, и программно-целевые.

Балансовый метод планирования обеспечивает постановку связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия. Например, балансовый метод связывает производственный план с производственной мощностью компании, трудоемкость производственного плана — с численностью сотрудников. В компании составляются балансы производственной мощности, материальный, рабочего времени, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитическии метод применяется для расчета показателей плана, анализа их динамики и количественных факторов, обеспечивающих необходимый уровень. Согласно этому методу определяется базовый уровень основных показателей плана и их изменения в плановом этапе за счет количественного влияния основных факторов, а также рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базовым уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимых показателей на основе обнаружения изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод используется для предоставления результатов экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков обнаруживается количественная зависимость между связанными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи и производительности труда. 

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы,  объединенных одной целью и привязаны к определенным срокам. Характерная черта программы — нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является главная цель, с последующими подцелями и задачами. Цели достигаются конкретными определенными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами.

По срокам определяют следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное.

Перспективное планирование используется для бизнес-прогноза перспективных потребностей в новых видах товаров, товарная и сбытовая стратегия компании по различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование разделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в части среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различают в зависимости от объекта.

Оперативно-производственное планирование определяет задания текущего годового плана на более короткие промежутки времени и по отдельным производственным подразделениям. Такой план способствует ритмичному выпуску продукции и равномерной работы компании и доводит задания до непосредственных исполнителей.

Планирование в компании является важным элементом рыночной системы, ее базисом и регулятором.

14 марта 2016